Мои стоматологические приключения

Мои стоматологические приключения

Сейчас будет супер лонгрид про лечение и удаление зубов, так что если вы не любите длинные тексты, да еще и на такие темы – спокойно пропускайте. Для вас – короткое резюме: я удалила два зуба и вылечила еще два и не умерла. В планах – долечить остальное.

Те, кто читал меня осенью, помнят, что у меня в ноябре разболелся зуб. Сначала я не поняла, зуб это или невралгия – как оказалось, все вместе. Полечила невралгию и стала думать, что делать с зубом.

В тот момент мне нельзя было анестезию, так как я принимала анаприлин для профилактики мигрени – бета-блокаторы и адреналин в том же ультракаине Д-С вступают в нехорошую реакцию. Давление падает, пульс учащается, человек теряет сознание. Проблема в том, что анаприлин нельзя вот просто так взять и бросить – нужно постепенно снижать дозировку. В общем, закончила я его принимать только в начале декабря. Сидела на обезболивающих, потому что зуб болел и днем, и ночью. Ну а потом начались мои стоматологические приключения.

Удаление 36

Позвонила в выбранную клинику, мне сказали, что нужно сначала записаться на консультацию, потом только лечить. Короче, около недели ждать. Вот блин. Ну, думаю, пока подожду, у меня ж еще два зуба на удаление (36, 28) – пойду их вырву, авось это болит один из них, и у меня все пройдет.

Пошла в госку, но на платный прием. Хирург был нервный, а я принципиальная. Он назвал мой 28-й зуб 27-м, в упор не заметив, что 26-й отсутствует. Сказал, что не хочет его удалять, потому что он хороший. «Но он болит!» — возопила я. Оно и правда в той области болело. «А иди-ка ты… на рентген», — вежливо послал меня хирург. В итоге оказалось, что на настоящем 27-м пульпит, и это болит именно он, а на настоящем 28-м просто легкий кариес, который и лечить пока не надо. А так хотелось мне избавиться от всех своих восьмерок…

Пульпит – осложнение кариеса, когда инфекция доходит до «сердца» зуба – пульпы в каналах. Чревато не очень приятным удалением нервов и чисткой от всего нехорошего, а в дальнейшем – ослаблением зуба. На них обычно ставят коронки. А если не ставят, то зуб служит от 1 до 10 лет. Такая вот «оптимистичная» статистика.

пульпит

«Ну хоть 36 мне удалите, а?» — с надеждой воззрилась я на хирурга, хотя он уже смотрел на меня как на больную, одержимую вырыванием зубов. «А что там?». «Скол ниже уровня десны, никто не хочет лечить». Посмотрел. «А, ну этот можно».

Вколол мне анестезию и отправил сидеть на кушетке. Колол так, что аж глаза из орбит вылезли. Вот удивляюсь, как могут одни врачи колоть, что вообще ничего не чувствуешь, а от других орать охота? Садисты, что ли?

Итак, я в кресле, доктор идет ко мне с щипцами, мне немного нервно, но надо так надо. И тут начинается что-то непонятное.

Вместо того, чтобы сначала опустить десну, дабы за зуб было удобнее хвататься, он хватается за него сразу. Вместо того, чтобы раскачивать и тянуть, он просто тянет. Зуб такого обращения с собой не вытерпел, сказал «хрусть!», и в итоге то, что над десной, оказалось в щипцах, а то, что под ней – там и осталось. Хирург сказал что-то нехорошее и, опять же, вместо того, чтобы все-таки опустить десну и ухватить корень, дабы удалить его без проблем, начал выковыривать его элеватором. Это такая палочка, ее погружают глубоко под десну и типа «копают», как картошку. Зуб, по всей видимости, обиделся, и выковыриваться наотрез отказался.

Копал он, копал (мне было не больно, но смотреть на хирурга было жалко, он аж вспотел), потом плюнул, взял бор и распилил корень на две части. И тут произошел апофеоз – ковыряет он кусок, тот пулей вылетает у меня изо рта и плюхается прямо в декольте. Все стояли в ступоре, одна медсестра не растерялась и выудила его оттуда. Но мне уже не было нервно, мне было ржачно, а хирург еще больше почему-то разозлился. Отковырял остатки, сказал, что удаление было сложным (а то я не поняла), нужно будет походить на перевязки. И зачем-то запихал в лунку альвожиль. Рекомендаций никаких не дал и послал на все четыре стороны.

Альвожиль – мерзкая коричневая волокнистая субстанция, содержащая антисептики и обезболивающие. Используется для лечения альвеолита, но некоторые особо умные хирурги пихают ее в лунку сразу после удаления зуба, чем тормозят его нормальное заживление.

альвожиль

Дальше было достаточно печально. Лунка воспалилась, начала вонять, как помойка, несмотря на меняемый через день альвожиль. Я попала к другому врачу, которая офигела от того, что увидела, запихала туда другое лекарство и назначила антибиотики. У меня оказался тот самый альвеолит, от которого меня планировали уберечь.

Альвеолит – синдром сухой лунки. В норме после удаления зуба на поверхности образуется кровяной сгусток, он защищает рану от инфекции и помогает лунке быстрее восстановиться. Если сгустка нет – все начинает болеть, вонять и требовать лечения антибиотиками. Сгусток легко пролюбить как собственными руками – активно полоскать рот или просто покурить в день удаления, так и руками доктора, который запихивает в лунку ненужную фигню, которая разрушает сгусток.

Короче, весь декабрь я через день бегала на перевязки, потому что лунка заживать не хотела (ну еще бы, я бы тоже не захотела, если бы мне постоянно что-то пихали и мешали затягиваться). Лечение 27 зуба было отложено, потому что работа и перевязки не оставляли на это времени. Кстати, то ли от антибиотиков, то ли от шока от того, что в моем рту сотворили, зуб 27 болеть перестал.

В итоге уже перед самым новым годом я снова попала к другому врачу, которая спросила, сколько я уже хожу, сделала круглые глаза и сказала, что нафиг-нафиг. Иди, дорогая, домой, и больше нам тут не показывайся. Кстати, у меня до сих пор из лунки выходят кусочки альвожиля, хотя прошло уже два месяца после удаления.

Ну а потом были новогодние каникулы, когда моя клиника не работала, и я снова не попала на лечение 27.

Лечение 44. Начало

8 января клиника открылась, но на консультацию меня записали только на 10-е. Посмотрел врач мой 27 зуб и сказал, что полечить его, конечно, можно, но каналы у него дюже кривые, и расположение неудачное, будет пища постоянно рядом забиваться. Так что вылечить можем, но сколько он простоит – фиг знает. Или можно удалить. «Давайте удалим!» — обрадовалась я, так как терпеть не могу лечение каналов. Ну и вы же помните, я ненормальная, которая ловит кайф от вырывания зубов. Удалять решила в той же клинике, записалась к хирургу. Ну и заодно решила полечить 44 зуб, который вызывал у меня какое-то странное чувство тревоги, хотя на нем был виден лишь поверхностный кариес, и зуб не болел вообще. Записалась на 12-е.

Ну и что в итоге? Вскрывает мне врач зуб, а таааам… «Ой, тут уже пульпит!». Потащили меня на рентген, а там не просто пульпит, но еще и воспаление на верхушке корня. Надо чистить каналы и закладывать лекарство. Ну вот, пришла поверхностный кариес полечить. В очередной раз убедилась, что чуйка меня не обманывает, и не зря меня этот зуб тревожил. Еще бы чуть-чуть, и там была бы страшная киста.

Периодонтит – возникает, если долго не лечить пульпит, и тогда воспаление перейдет на корень и за его пределы. Можно отделаться легким испугом – только воспалением на корне, а можно попасть по-полной – заполучить кисту или гранулему. Лечение долгое, нудное и дорогое. В каналы после чистки закладывается лекарство – от одного до четырех раз (в последнем случае оно регулярно меняется), и при самых «удачных» вариантах лечение может затянуться на полгода. После него обязательно нужна коронка, потому что от таких издевательств зуб быстро развалится.

периодонтит
Вот та красная блямба на корне и есть киста.

В общем, начали ковыряться в каналах. Лирическое отступление – вы же помните, что я боюсь стоматологов. Ну так вот, больше не боюсь. Но у меня все еще остались панические атаки, которые могут случиться, если происходит какая-то длительная процедура, из которой нельзя просто взять и слинять. Например, чистка каналов. Но тут я обнаружила удивительное. Анестезия на меня подействовала не до конца, и чистить было немного больновато. И эта боль отвлекала меня от паники, так что все полтора часа я высидела просто отлично. Только губа дергалась, за что мне очень стыдно перед доктором. Как будто я психичка какая с дергающейся от страха губой. Не, на самом деле так и есть, но доктору об этом знать не нужно, а то он бы сам начал нервничать.

Итак, заложили мне в чистые каналы лекарство, поставили гламурную розовую временную пломбу и отправили гулять на три недели.

Удаление 27

Пришла к хирургу в клинике, чтобы удалить несчастный 27 (если бы знала, что он все равно под удаление, давно бы уже его дернула под лидокаином в госке и не мучилась). Думала, что в платной клинике вопросов не задают. Ох, как я ошибалась…

«А зачем его удалять? Ну и что, что пульпит? Ну и что, что расположен неудачно? А кто вам его посоветовал удалить? Иванов Иван Иванович?». И пошел к нему в кабинет разбираться, как это он такой суперзуб под удаление пустить хочет.

«А ваш врач сказал, что готов его лечить!» — торжественно сообщил мне вернувшийся хирург. «Да, — говорю, — готов, но я не готова. Мы вопрос удаления с ним обсуждали, он сказал, что решать мне».

«Ну да, мне тоже он так сказал, — огорчился хирург, — и что вы решили?».

А то, блин, непонятно.

В итоге врач немного попричитал про гигантские корни несчастного зуба, и как сложно его будет удалять, и что скорее всего он разломается (ну, думаю, опять будут пилить и копать), параллельно делая анестезию и беря в руки щипцы. Мне уже совсем не страшно. Потому что десну он опустил, ухватился капитально, и зуб сначала раскачивал, а не сразу тянул.

«Хоба, да он у вас подвижный», — удивился. Еще бы ему не быть подвижным, расположение там неудачное. Там все, что хочешь, подвижным и разваливающимся станет. «Ой!», — удивленно воскликнул хирург. Смотрю – держит щипцами целый зуб, который нифига не раскололся. Вот что значит – мастерство, блин. Хотя он сам удивился, что смог.

А то был реально не зуб, а зубище с огромными корнями. Мы с хирургом потом его рассматривали с придыханием. Мне ж наконец-то продемонстрировали хоть один мой зуб, а то сразу выкидывают и не удовлетворяют мое любопытство. Кстати, внутри он почти весь сгнил. Если бы его лечили, то там восстанавливать тканей просто дофига, а чтобы потом все нафиг не развалилось – надо коронку. А коронку не поставишь – место, говорю я, неудачное. И снова чуйка меня не подвела. Так и знала, что лечить его бесполезно, проще выдернуть.

Лечение 44. Конец

Честно, я уже почти закончила 🙂 Да, понимаю, что нужно было выкладывать все это частями, но времени не было совсем. Через три недели пошла я долечивать 44.

Решил мой врач, что извлечь лекарство из каналов можно и без анестезии. Ну решил и решил, я только за. И снова был праздник мазохиста, но я все вытерпела. Заодно попросила поставить пломбу на соседний зуб, там уже мелкий поганец кариес завелся. Короче, полтора часа мыли и чистили каналы от лекарства, пломбировали их и ставили постоянную пломбу на зуб. И еще полчаса на вторую пломбу. Два часа. Как я там со своими паническими атаками не сдохла? Пломбы-то ставить не больно, значит отвлечься не на что.

Ага, щазззз! У меня в обоих случаях пломба ставилась близко к десне, и ее пришлось опускать. А для этого под нее запихали веревочку. Под оба зуба. Без анестезии. Вам когда-нибудь иголки под ногти совали? Мне нет, но подозреваю, что ощущения примерно такие же.

рецессия десны
Вот такая красотища с ниточками. По научному — рецессия десны. Используется не только в терапии, но и в протезировании.

Там мне уже захотелось заорать и потребовать анестезию, но прошло уже полтора часа, и я решила, что скоро все закончится, и нафига мне на 10 минут анестезия эта? Решила терпеть, хотя иногда в голове крутились сплошные маты. Но лежала я в кресле спокойная, как партизан, потому что знаю, что ойкающий и дергающийся пациент – наказание для врача. И он бы точно сделал мне анестезию. Да нафиг надо. Лежим, шифруемся. Материмся про себя. У меня даже губа дергаться перестала.

В итоге он закончил. На контрольный рентген я шла на трясущихся ногах. Посмотрели, заценили пломбировку, всем все понравилось. Заодно сделали панорамный снимок, чтобы узнать, нет ли где-то какого-то локального апокалипсиса, который мы пока не заметили. А то у меня один зуб странно как-то на еду реагирует. Ну и точно. Там пульпит. Скоро заболит. Но так как все деньги, заработанные на своей сверхприбыльной работе, я уже потратила, то пока что лечить его не на что. Скоро появятся, тогда и пойду.

Ну и еще один зуб, который врач тое хотел под удаление, решили полечить. В общем, мне предстоит еще немного приятного времяпрепровождения в окружении боров, иголок для чистки каналов и слепящей глаза лампы, но меня безумно радует, что хоть месяц отдохнуть я смогу. Если, конечно, пульпитный зуб не заболит. Повторять подвиг 27 зуба я не хочу, так что никакой жизни на обезболивающих, сразу резать, не дожидаясь перитонитов.

И как результат. Ну нифига мне не страшно ни когда сверлят, ни когда иголками ковыряются, ни когда с клещами в рот лезут. Кончилась моя стоматофобия. Боли я больше не боюсь, потому что знаю, что в любой момент я могу застонать с печальным видом, и мне добавят анестезии. Или не застонать, а немножко потерпеть. Кстати, оказывается, велаксин повышает болевой порог. А я-то думаю, чего я такая храбрая?

Поделиться:
Подписывайтесь на обновления сайта в телеге и ВК

2 комментария к “Мои стоматологические приключения”

  1. Виктория

    Здравствуйте, Ирина! Давно Вас читаю — пишите Вы замечательно, легко и с иронией. История про лечение зубов — просто супер! Прочитала, поулыбалась, похихикала и… вспомнила про свои зубки. Взяла зеркало, открыла рот и чуть не зарыдала(((. Мне, чтобы пойти к зубному, никакой атаракс с грандаксином не помогут! Начала мечтать об удалении зубов под общим наркозом и у себя дома))). Помечтаю заодно и о добром дядюшке-миллионере, который все это оплатит))). Удачи Вам!

    1. Ирина

      Виктория, спасибо!
      Феназепам не пробовали? Помогает не до конца, но хватает для того, чтобы сесть в кресло, не орать и не убегать 🙂

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *